Меню

ЧСВ. Откуда ноги растут?

17.08.2016 - Управление личностью
ЧСВ. Откуда ноги растут?

Думаю, не нужно никому говорить, что мы, человеки, существа социальные. Вернемся немного в прошлое нашего сообщества, скажем так, в первобытнообщинный строй. Уже тогда люди понимали, что выживать вместе легче, совместное проживание сильно облегчало защиту жизни, охоту, ведение быта, обустройство территории, воспитание детей.

При этом в сообществе непременно формируется внутренняя иерархия с вождем (который по совместительству является альфа-самцом группы), его приближенных (элита) и простых членов общества.

Самые сильные, храбрые, умные, хитрые и изобретательные члены сообщества могли принести больше пользы группе, а, следовательно, рассматривались как наиболее ценные члены объединения. На них в своем правлении опирался вождь, а, следовательно, они могли рассчитывать на самых лучших женщин, лучшие дома, самые питательные продукты и самые удобные «жилищные условия». А значит, у них больше шансов на выживание и продолжение рода.

Остальные члены группы тоже хотели для себя лучшего, сытости, здоровых женщин и уважения сограждан. Поэтому, возникала внутренняя потребность в демонстрации и уверенности в собственной важности для группы, уникальности и незаменимости.

Вот из этих обстоятельств и возникло чувство собственной важности и закрепилось в подсознании и на генетическом уровне.

В современном обществе ЧСВ начинается с момента рождения — нужно быть очень значимым для своих родителей, чтобы получить еду, кров, защиту, социализацию, обучение наиболее важным базовым знаниям и навыкам.

С возрастом, эта потребность в признании не уходит, а трансформируется в ожидания похвалы, подарков, получения самых вкусных кусочков еды, самых красивых игрушек/вещей и т.д. Во взрослом возрасте мало чего меняется: похвала, благодарность, премии, продвижение по службе, проявление заботы к человеку — показатели того, что он важен, нужен и ценен для своей группы (среди друзей, в семье, на работе и т.д.). Именно поэтому такие знаки внимания приносят удовольствие и удовлетворение личности.

Подобное внимание к персоне демонстрирует, что у него есть гарантия выживания, и даже некоторые преимущества перед другими.

Подсознательное стремление к выживанию и продлению рода заставляет человека любыми способами добиваться признания группы и всеми возможными способами скрывать от окружающих то, чего человек считает недостатками и слабостями.

Если же человек не может найти у себя каких-либо качеств, которые бы выделяли его среди собратьев, или же демонстрировали значимость или превосходство среди своего окружения, то подсознание находит выход в попытках унизить или скомпрометировать наиболее сильного конкурента перед собратьями – возвыситься за счет унижения других людей.

В то же время, если кто-то из членов сообщества так или иначе «вытаскивает на свет» «негативные» качества человека, это воспринимается как угроза выживанию, статусу и безопасности подсознанием человека. Естественно, он сразу же реагирует на угрозу и старается защитить свое слабое место, что выглядит как агрессия.

Из-за такой глубокой связи ЧСВ с нашим древнейшим инстинктом выживания, так трудно искоренить этого монстра или взять его под контроль. Однако для осознанности и способности управлять своей жизнью, крайне необходимо минимизировать влияние и контролировать ЧСВ, иначе оно будет управлять вами и вашими побуждениями. Ваши желания и потребности будут диктоваться не поставленными целями, а инстинктом «пробивания к кормушке», который вы даже не будете осознавать!

ЧСВ. Откуда ноги растут?: 4 комментария

Yulia Zavgorodnyaya

Где грань между избавлением от ЧСВ и потери всяких желаний, стремлений (ты же не важен — зачем тогда всё это нужно?), жертвенностью (человек начинает жертвовать собой, своим временем и т.п. ввиду его не важности) и всем таким прочим?
Буду благодарна, если разъяснишь, как избавиться от чсв и в то же время не закрепиться жертвой.

    Сова

    Юля, тут как раз, все просто. Необходимо ориентироваться на себя. Т.е. научись понимать, что важно для тебя. Для этого у тебя должна быть цель или мечта, которая будет отражать именно твои внутренние потребности, не связанные с конкурированием с окружающими людьми. Например, ты мечтаешь научиться делать красивейшие торты. И это не для того, чтобы доказать кому-то, что ты крутая и талантливая, а потому, что это для тебя эстетическое удовольствие. Ориентируйся на свои цели, которые будут служить твоей личностной реализации. Понимаешь разницу?
    Избавление от ЧСВ заключается в том, чтобы воспитывать в себе самодостаточную личность. В этом случае твои отношения с окружающими будут строиться не на зависимостях от них, их оценок, страхах и беспокойствах, а на равноправном партнерстве, сотрудничестве.

    Ариэль

    О выслеживании ЧСВ, замешательстве и страхах.

    С детства человека приучают ориентироваться на внешнее референт, как на координатную систему собственного существования, и самое главное, как на индикатор, подтверждающий это существование. Человек перестаёт верить себе, своему нутру, но охотно верит тому, что приходит извне.

    Начинается всё с одобрения родителей, родственников, «старших» из ближнего круга семьи. Затем на сцену выходят другие авторитеты — воспитатели, учителя, преподаватели, СМИ, общественное мнение. В результате человек начинает жить в мире относительных понятий. Успех, самореализация, счастье перестают что-либо значить сами по себе и обретают свою ценность только в сравнении. Со временем этой логике подчиняются и желания. Реализация желания, так же как и внешний референт, становится мерилом существования, а само желание как чувство, становится  вторым индикатором того, что существование продолжается.

    В начале, выслеживание ЧСВ приводит к тому, что снижается зависимость от внешнего референта: мнения окружающих, человек перестаёт себя сравнивать с другими, перестаёт следовать за общественными веяньями, течениями, и т.д.

    Пройдя первый этап и удя от диктата общества, сначала на подсознательном уровне, а потом и сознательном, приходит понимание того, что и подавляющая часть желаний тоже пришла из вне, они были продиктованы стремлением соответствовать ожиданиям общества и представлениям о своём месте в нём. И в этот момент человеком овладевает страх потерять себя, потерять единственное оставшееся доказательство своего существования. Встают вопросы: «Если все желания исчезнут, то что от меня останется?», «Где Я под этой шелухой?» Человек бояться, что выследив причины своих желаний и избавившись от них, он исчезнет подобно луковице, с которой снимают слой за слоем.

    И что же делать? Либо остановиться, либо продолжать. Тот, кто остановился — продолжит существовать как зависимая часть сложившейся системы. Но ослабив свою обусловленность мнением социума, выселит изрядное количество тараканов из своей головы, в его стремлениях начнёт превалировать созидательность. Тем, кто продолжил, предстоит столкнуться лицом к лицу с пониманием того, что до сего момента он (человек) не принадлежал сам себе, и практически весь состоял из, наслоившихся друг на друга, чужих убеждений. А клей скрепляющий эти слои — заблуждение о полном контроле над своими поступками, иллюзии осознанности действий и свободы выбора. Найдя в себе силы пройти это испытание, человек обнаружит, что под ворохом хлама, тлеет искра осознания. И теперь, увидев её и начав осознавать свою природу, для человека есть только один путь — превратить искру в огонь. 

    Забегая вперёд, покажу ориентир. Желание перестаёт быть мерилом степени существования и индикатором этого существования. Оно становится чем-то другим. 

    В некоторых магических источниках есть описание такого состояния — хотеть не хотя (желать не желая). Для человека, привыкшего к дуализму, где всякая категория представляет собой крайнюю степень значения и имеет свой антипод, очень трудно понять, как такое возможно. Наполненность этого состояния выходит за рамки простого сложения или вычитания смыслов, выходит за рамки дуализма «ДА и НЕТ», «ПЛЮС и МИНУС». В грубом приближении можно сказать, что желания перестаёт быть самоцелью, но остаётся движущей силой, а на первое место выходит процесс достижения. В свою очередь, факт реализации желания также теряет общепринятую значимость, так как по своей сути становится платформой для нового старта. Но повторюсь, это очень грубая попытка передать смысл, по-настоящему понять, что же это такое «желать не желая» можно только испытав это самому.

Сова

Ох-ох-ох… Все правильно, конечно, все так.
НО! В жизни, в реальности получается, почему-то, все не так гладко. Знаю тех, кто «дочистился» от социума до такого состояния, что просто выпал на годы из жизни. Лежа на кровати и плюя в потолок, ничего не желая(не научился себя слушать, понимать, не развил мечтательную мышцу). Ни работы, ни друзей, ни стимула найти единомышленников (мыслей не было)… В общем, это путь не для нас, приземленных, желающих и ищущих.
Карлос тоже отказался от этого, если ты помнишь. Просто не потянул. Так что даже в сражении с ЧСВ должна быть мера. Все нужно делать с умом, а не просто бросаясь безоглядно на пики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели